Учетная политика
Приложение N 10
к Учетной политике
для целей бюджетного учета
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств
Настоящий Порядок разработан в соответствии со следующими документами:
– Законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
– Федеральным стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н;
– Федеральным стандартом «Доходы», утвержденным приказом Минфина от 27.02.2018 № 32н;
– Федеральным стандартом «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденным приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н;
– указанием ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;
– Методическими указаниями по первичным документам и регистрам, утвержденными приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н;
– Правилами учета и хранения драгоценных металлов, камней и изделий, утвержденными постановлением Правительства от 28.09.2000 № 731
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств учреждения, в том числе на забалансовых счетах, сроки ее проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при проведении инвентаризации.
1.2. Инвентаризации подлежит все имущество учреждения независимо от его
местонахождения и все виды финансовых активов и обязательств учреждения. Также инвентаризации подлежит имущество, находящееся на ответственном хранении учреждения.
Инвентаризацию имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование), проводит арендатор (ссудополучатель).
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и в разрезе
ответственных лиц, далее – ответственные лица.
1.3. Цель инвентаризации – обеспечить достоверность данных учета и отчетности.
1.4. Проведение инвентаризации обязательно:
-при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
-перед составлением годовой отчетности (кроме имущества, инвентаризация
которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
-при смене ответственных лиц;
-при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества
(немедленно по установлении таких фактов);
– случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями (сразу же по окончании пожара или стихийного бедствия);
-при реорганизации, изменении типа учреждения или ликвидации учреждения;
-в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
2. Участники инвентаризации
2.1. Для проведения инвентаризации в учреждении создается действующая инвентаризационная комиссия по приказу руководителя.
При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель учреждения.
В состав инвентаризационной комиссии включают представителей администрации учреждения, сотрудников бухгалтерии, других специалистов.
2.2. Инвентаризационная комиссия выполняет следующие функции:
-проверка фактического наличия имущества, как собственного, так и не принадлежащего учреждению, но числящегося в бухгалтерском учете;
-проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения
материальных запасов, денежных средств;
-определение состояния имущества и его назначения;
-выявление признаков обесценения активов;
-сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием имущества, с выписками из счетов, с данными актов сверок;
-проверка правильности расчета и обоснованности создания резервов, достоверности расходов будущих периодов;
-проверка документации на активы и обязательства;
-выявление дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию и сомнительной, подготовка предложений о списании такой задолженности;
-выявление кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, подготовка предложений о списании такой задолженности;
-составление инвентаризационных описей, в которых указываются все объекты инвентаризации, их количество, статус и целевая функция;
-составление ведомости по расхождениям, если они обнаружены, а также выявление причин таких отклонений;
-оформление протоколов заседания инвентаризационной комиссии;
-подготовка предложений по изменению учета и устранению обстоятельств, которые повлекли неточности и ошибки.
2.3. Инвентаризации подлежит имущество учреждения, вложения в него на счете 106.00 «Вложения в нефинансовые активы», а также следующие финансовые активы, обязательства и финансовые результаты:
– денежные средства – счет Х.201.00.000;
– расчеты по доходам – счет Х.205.00.000;
– расчеты по выданным авансам – счет Х.206.00.000;
– расчеты с подотчетными лицами – счет Х.208.00.000;
– расчеты по ущербу имуществу и иным доходам – счет Х.209.00.000;
– расчеты по принятым обязательствам – счет Х.302.00.000;
– расчеты по платежам в бюджеты – счет Х.303.00.000;
– прочие расчеты с кредиторами – счет Х.304.00.000;
– доходы будущих периодов – счет Х.401.40.000;
– расходы будущих периодов – счет Х.401.50.000;
– резервы предстоящих расходов – счет Х.401.60.000.
2.4. Сроки проведения плановых инвентаризаций установлены в Графике проведения инвентаризации или в соответствии с приказом руководителя учреждения.
Кроме плановых инвентаризаций, учреждение может проводить внеплановые сплошные инвентаризации товарно-материальных ценностей. Внеплановые инвентаризации проводятся на основании приказа руководителя.
2.5. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, не сданные и не учтенные бухгалтерией на момент проведения инвентаризации.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на “___”» (дата). Это служит основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
2.6. Ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Аналогичные расписки дают сотрудники, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
2.7. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
2.8. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии ответственных лиц.
2.9. Для оформления инвентаризации комиссия применяет следующие формы,
утвержденные приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н:
-инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);
-инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);
-инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). По объектам, переданным в аренду, безвозмездное пользование, а также полученным в аренду, безвозмездное пользование и по другим основаниям, отдельные описи (ф. 0504087) не составляются;
-инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088);
-инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами, и кредиторами (ф. 0504089);
-инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091);
-ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092);
-акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
Формы заполняют в порядке, установленном Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.
Для результатов инвентаризации расходов будущих периодов применяется акт
инвентаризации расходов будущих периодов № ИНВ-11 (ф. 0317012), утвержденный приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.
2.10. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другого имущества, денежных средств, финансовых активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Также комиссия обеспечивает внесение в описи обнаруженных признаков обесценения актива.
2.11. Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам), то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
2.12. Если ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии.
Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке
3. Особенности инвентаризации отдельных видов имущества, финансовых активов, обязательств и финансовых результатов
3.1. Инвентаризация основных средств проводится один раз в три года перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Инвентаризации подлежат основные средства на балансовых счетах 101.00 «Основные средства», а также имущество на забалансовых счетах 01 «Имущество, полученное в пользование», 02 «Материальные ценности на хранении».
Основные средства, которые временно отсутствуют (находятся у подрядчика на ремонте, у сотрудников в командировке и т. д.), инвентаризируются по документам и регистрам до момента выбытия.
Перед инвентаризацией комиссия проверяет:
– есть ли инвентарные карточки, книги и описи на основные средства, как они заполнены;
– состояние техпаспортов и других технических документов;
– документы о государственной регистрации объектов;
– документы на основные средства, которые приняли или сдали на хранение и в аренду.
При отсутствии документов комиссия должна обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации следует внести соответствующие исправления и уточнения.
В ходе инвентаризации комиссия проверяет:
-фактическое наличие объектов основных средств, эксплуатируются ли они по назначению;
-физическое состояние объектов основных средств: рабочее, поломка, износ, порча и т. д.
Данные об эксплуатации и физическом состоянии комиссия указывает в
инвентаризационной описи (ф. 0504087). Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 «Статус объекта учета» указываются коды статусов:
1 – в эксплуатации;
2 – требуется ремонт;
3 – находится на консервации;
4 – не соответствует требованиям эксплуатации;
5 – не введен в эксплуатацию;
6 – в запасе (для использования);
8 – ненадлежащего качества;
9 – поврежден;
10 – истек срок хранения;
15 – требуется модернизация;
16 – требуется реконструкция.
В графе 9 «Целевая функция актива» указываются коды функции:
1 – введение в эксплуатацию;
2 – ремонт;
3 – консервация объекта;
4 – модернизация, дооснащение (дооборудование);
5 – списание;
6 – утилизация;
7 – использовать;
8 – продолжить хранение.
3.2. При инвентаризации нематериальных активов комиссия проверяет:
-есть ли свидетельства, патенты и лицензионные договоры, которые подтверждают исключительные права учреждения на активы;
-учтены ли активы на балансе и нет ли ошибок в учете.
Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационную опись (ф. 0504087).
Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА комиссия заполняет следующим образом.
В графе 8 «Статус объекта учета» указываются коды статусов:
1 – в эксплуатации;
4 – не соответствует требованиям эксплуатации;
5 – не введен в эксплуатацию;
15 – требуется модернизация.
В графе 9 «Целевая функция актива» указываются коды функции:
1 – в эксплуатации;
4 – модернизация, дооснащение (дооборудование);
5 – списание.
3.3. Материальные запасы комиссия проверяет по каждому ответственному лицу и по местам хранения. При инвентаризации материальных запасов, которых нет в учреждении (в пути, отгруженные, не оплачены в срок, на складах других организаций), проверяется обоснованность сумм на соответствующих счетах бухучета.
Отдельные инвентаризационные описи (ф. 0504087) составляются на материальные запасы, которые:
-находятся в учреждении и распределены по ответственным лицам;
-переданы в работу. В описи указывается наименование передающей организации и материальных запасов, количество, фактическая стоимость по данным бухучета, дата передачи, номера и даты документов;
При инвентаризации ГСМ в описи (ф. 0504087) указываются:
-остатки топлива в баках по каждому транспортному средству;
-топливо, которое хранится в емкостях.
Остаток топлива в баках измеряется такими способами:
-специальными измерителями или мерками;
-путем слива или заправки до полного бака;
-по показаниям бортового компьютера или стрелочного индикатора уровня топлива.
3.4. При инвентаризации денежных средств на лицевых и банковских счетах комиссия сверяет остатки на счетах 201.11 с выписками из лицевых и
банковских счетов.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504082)
3.5. Проверку наличных денег в кассе комиссия начинает с операционных касс, в которых ведутся расчеты через контрольно-кассовую технику. Суммы наличных денег должны соответствовать данным отчета кассира.
Инвентаризации подлежат:
-наличные деньги;
-бланки строгой отчетности;
-денежные документы;
Инвентаризация наличных денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности производится путем полного (полистного) пересчета. При проверке бланков строгой отчетности комиссия фиксирует начальные и конечные номера бланков.
В ходе инвентаризации кассы комиссия:
-проверяет кассовую книгу, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, доверенности на получение денег, реестр депонированных сумм и другие документы кассовой дисциплины;
-сверяет суммы, оприходованные в кассу, с суммами, списанными с лицевого (расчетного) счета;
-поверяет соблюдение кассиром лимита остатка наличных денежных средств,
своевременность депонирования невыплаченных сумм зарплаты.
Результаты инвентаризации наличных денежных средств комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504088). Результаты инвентаризации денежных документов и бланков строгой отчетности – в инвентаризационной описи (ф. 0504086) .
3.6. При инвентаризации полученного в аренду имущества комиссия проверяет сохранность имущества, а также проверяет документы на право аренды: договор аренды, акт приема-передачи. Цена договора сверяется с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504087).
3.7. Инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами комиссия проводит с учетом следующих особенностей:
-определяет сроки возникновения задолженности;
-выявляет суммы невыплаченной зарплаты (депонированные суммы), а также переплаты сотрудникам;
-сверяет данные бухучета с суммами в актах сверки с покупателями (заказчиками) и поставщиками (исполнителями, подрядчиками), а также с бюджетом и внебюджетными фондами – по налогам и взносам;
-проверяет обоснованность задолженности по недостачам, хищениям и ущербам;
-выявляет кредиторскую задолженность, не востребованную кредиторами, а также дебиторскую задолженность, безнадежную к взысканию и сомнительную в соответствии с положением о задолженности.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504089).
3.8. При инвентаризации расходов будущих периодов комиссия проверяет:
-суммы расходов из документов, подтверждающих расходы будущих периодов, -счетов, актов, договоров, накладных;
-соответствие периода учета расходов периоду, который установлен в учетной политике;
-правильность сумм, списываемых на расходы текущего года.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в акте инвентаризации расходов будущих периодов (ф. 0317012).
3.9. При инвентаризации резервов предстоящих расходов комиссия проверяет
правильность их расчета и обоснованность создания.
В части резерва на оплату отпусков проверяются:
-количество дней неиспользованного отпуска;
-среднедневная сумма расходов на оплату труда;
-сумма отчислений на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в акте о результатах инвентаризации резервов (форма 0504835)
3.10. При инвентаризации доходов будущих периодов комиссия проверяет правомерность отнесения полученных доходов к доходам будущих периодов. К доходам будущих периодов относятся в том числе:
-доходы от аренды;
-суммы субсидии на финансовое обеспечение государственного задания по соглашению, которое подписано в текущем году на будущий год.
Также проверяется правильность формирования оценки доходов будущих периодов. При инвентаризации, проводимой перед годовой отчетностью, проверяется обоснованность наличия остатков.
Результаты инвентаризации комиссия отражает в акте инвентаризации доходов будущих периодов (форма 0504835).
3.11. Инвентаризация драгоценных металлов проводится в соответствии с разделом III Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 09.12.2016 № 231н.
4. Оформление результатов инвентаризации
4.1. Правильно оформленные инвентаризационной комиссией и подписанные всеми ее членами и ответственными лицами инвентаризационные описи (сличительные ведомости), акты о результатах инвентаризации передаются в бухгалтерию для выверки данных фактического наличия имущественно-материальных и других ценностей, финансовых активов и обязательств с данными бухгалтерского учета.
4.2. Выявленные расхождения в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) обобщаются в ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В этом случае она будет приложением к акту о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Акт подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и утверждается руководителем учреждения.
4.3. После завершения инвентаризации выявленные расхождения (неучтенные объекты, недостачи) должны быть отражены в бухгалтерском учете, а при необходимости материалы направлены в судебные органы для предъявления гражданского иска.
4.4. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
4.5. На суммы выявленных излишков, недостач основных средств, нематериальных активов, материальных запасов инвентаризационная комиссия требует объяснение с ответственного лица по причинам расхождений с данными бухгалтерского учета. Приказом руководителя создается комиссия для проведения внутреннего служебного расследования для выявления виновного лица, допустившего возникновение несохранности доверенных ему материальных ценностей.
4.6. Для инвентаризации наличных денежных средств применяется Акт инвентаризации наличных денежных средств (Унифицированная форма N ИНВ-15) (ОКУД 0317013).
5. Особенности инвентаризации имущества с помощью видео- и фотофиксации
5.1. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и в разрезе ответственных лиц. Инвентаризируется имущество в структурных подразделениях учреждения, филиале, складе с помощью видео- и фотофиксации.
5.2. Записывать видео инвентаризации может любой член комиссии на телефон с камерой. Он же производит фотосъемку имущества по местам его хранения. Председатель обеспечивает, чтобы запись была качественной, в кадр попадало все, что происходит в помещении, и вся процедура инвентаризации целиком, включая опечатывание помещений по окончании инвентаризации, если оно проводится.
5.3. Полученные файлы ответственный член комиссии отправляет другим членам комиссии, чтобы зафиксировать наличие имущества и оформить это в инвентаризационных описях с помощью программы для общения в сети WhatsApp.
5.4. Председатель комиссии передает описи членам комиссии, которые присутствовали удаленно, не позднее следующего рабочего дня после возвращения из места ее проведения, а члены комиссии, подписав описи, передают их в бухгалтерию не позднее следующего рабочего дня после получения. Видеозаписи и фото, которые подтверждают, что имущество фактически находится в указанных местах хранения у ответственных лиц, по окончании инвентаризации передаются в электронный архив.
График проведения инвентаризации
Инвентаризация проводится со следующей периодичностью и в сроки.
№ п/п |
Наименование объектов инвентаризации | Сроки проведения инвентаризации |
Период проведения инвентаризации |
1 | Нефинансовые активы
(основные средства, нематериальные активы) |
Один раз в три года на 1 октября | 3 ( три) года |
2 | Нефинансовые активы
(материальные запасы) |
Ежегодно
на 1 октября |
Год |
3 | Финансовые активы
(финансовые вложения, денежные средства на счетах, дебиторская задолженность) |
Ежегодно
на 1 октября |
Год |
4 | Ревизия кассы, соблюдение порядка ведения кассовых
операций |
Ежеквартально
на последний день отчетного квартала |
Квартал |
5 | Проверка наличия, выдачи и списания бланков строгой
отчетности |
Ежегодно
на 1 октября |
Год |
6 | Обязательства (кредиторская задолженность): | ||
– с подотчетными лицами | |||
–с организациями и учреждениями | Ежегодно на 1 октября | Год | |
7 | Внезапные инвентаризации
всех видов имущества |
Своевременно | При необходимости в соответствии с приказом руководителя или учредителя |
8 | При увольнении или смене ответственного лица инвентаризация всех видов имущества | До даты увольнения (приема материальных ценностей) | При необходимости в соответствии с приказом руководителя учредителя |
Приложение N 14
к Учетной политике
для целей бюджетного учета
Порядок организации и осуществления внутреннего контроля
(далее-положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения. Положение устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего контроля учреждения.
1.2. Внутренний контроль направлен на то, чтобы обеспечить:
-соблюдение требований законодательства России в области бухгалтерского (бюджетного) учета, внутренних процедур составления и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности;
-целесообразность осуществления фактов хозяйственной жизни;
-наличие и движение имущества и обязательств;
-соблюдение финансовой дисциплины;
-эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами (нормативами);
-повышение качества ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности;
-повышение результативности использования лимитов бюджетных обязательств (далее-ЛБО).
1.3. Внутренний контроль осуществляется сотрудниками учреждения в соответствии с их полномочиями и функциями, установленными на основании должностных инструкций, приказов руководителя.
1.4. Основной целью внутреннего контроля является подтверждение достоверности бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства России, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности
1.5. Основные задачи внутреннего контроля:
-установить соответствие финансовых операций, которые проводятся в части финансово-хозяйственной деятельности, и их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности требованиям законодательства России;
-установить соответствие проводимых операций регламентам и полномочиям сотрудников (должностными инструкциями);
-соблюдать установленные процессы и операции при осуществлении деятельности, ради которой создано учреждение.
2. Организация системы внутреннего контроля
2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:
-точность и полноту документации бухгалтерского учета;
-соблюдение требований законодательства;
-своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
-предотвращение ошибок и искажений;
-исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
-исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности;
-сохранность имущества учреждения.
2.2. Система внутреннего контроля позволяет следить за эффективностью работы структурных подразделений и отделов учреждения.
2.3. В рамках внутреннего контроля проверяется правильность отражения совершаемых фактов хозяйственной жизни в соответствии с действующим законодательством России и иными нормативными актами учреждения.
2.4. Внутренний контроль в учреждении проводится тремя типами контрольных мероприятий: предварительный, текущий и последующий.
2.4.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция.
Целью предварительного контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения договоров.
Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, заместитель руководителя по экономике и финансам, главным бухгалтером, начальником (сотрудниками) планово-экономического отдела, ведущим юрисконсультом.
На стадии предварительного контроля уделяется внимание следующему:
-проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах и др.) руководителем, заместителем руководителя по экономике и финансам, начальником планово-экономического отдела, главным бухгалтером, согласование и урегулирование разногласий;
-проверка проектов договоров (контрактов) ответственным сотрудником за договор (контракт), заместителем руководителя, начальником (сотрудниками) планово-экономического отдела, ведущим юрисконсультом (специалистами контрактной и юридической службы), главным бухгалтером и другими сотрудниками служб по своему направлению;
-предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляется заместителями руководителя, начальником планово-экономического отдела, ведущего юрисконсульта (специалистами контрактной и юридической службы), главным бухгалтером, руководителями структурных подразделений.
2.4.2. Текущий контроль производится путем:
-проведения повседневного анализа процедур исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности;
-ведения бухгалтерского учета;
-осуществления мониторингов расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования.
Методами текущего внутреннего контроля являются:
-проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, заявок на оплату расходов, служебных записок, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
-проверка наличия денежных средств и документов в кассе;
-проверка у подотчетных лиц наличия полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
-контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
-сверка аналитического учета с синтетическим (оборотная ведомость);
-проверка фактического наличия материальных средств.
Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отдела бухгалтерского учета и отчетности.
2.4.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, инвентаризации и иных необходимых процедур.
Целью последующего внутреннего контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и вскрытие причин нарушений
Методами последующего внутреннего контроля являются:
-внезапная проверка кассы;
-инвентаризации имущества в структурных подразделениях за ответственными сотрудниками.
Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности.
Объектами плановой проверки являются:
-соблюдение законодательства России, регулирующего порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и норм учетной политики;
-правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете;
-полнота и правильность документального оформления операций;
-своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
-достоверность отчетности.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.
Порядок и сроки проведения мероприятий по последующему контролю оформляется приказами руководителя учреждения, в которых указывается: тема проверки, вид и форма проверки, проверяемый период, срок проведения проверки, состав комиссии по проведению внутреннего контроля, прочие необходимые сведения.
2.5. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
2.6. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются при выявлении нарушения в период проведения внутренней проверки в виде протоколов. К ним могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.
2.7. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта.
Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:
-характер и состояние систем бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности;
-методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
-анализ соблюдения законодательства России, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
-выводы о результатах проведения контроля;
-описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.
2.8. Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.
2.9. По результатам проведения проверки разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков, и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.
По истечении установленного срока уполномоченное лицо, ответственное за проведение внутреннего контроля, незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.
График проведения
плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности
Объект проверки | Срок проведения проверки |
Период, за который проводится проверка |
Ответственный исполнитель |
Ревизия кассы, соблюдение порядка ведения кассовых операций | Ежеквартально на первый день последующего квартала за отчетным кварталом | Квартал | Главный бухгалтер |
Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками | На 1 октября,
на 31 декабря |
Девять месяцев,
год |
Председатель инвентаризационной комиссии,
главный бухгалтер |
Внезапные инвентаризации
всех видов имущества |
Своевременно
(при необходимости) |
При необходимости в соответствии с приказом руководителя или учредителя |
Председатель инвентаризационной комиссии, |
Проверка правильности расчетов с финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями | Ежегодно на 1 января | Год | Главный бухгалтер |
Проверка наличия, выдачи и бланков строгой отчетности | На 1 октября | Девять месяцев | Председатель инвентаризационной комиссии |
Инвентаризация нефинансовых активов | Ежегодно на 1 декабря | Год | Председатель инвентаризационной комиссии |
Нефинансовые активы
(основные средства, нематериальные активы) |
Один раз в три года на 1 октября | 3 ( три) года | Председатель инвентаризационной комиссии |
Нефинансовые активы
(материальные запасы) |
Ежегодно
на 1 октября |
Год | Председатель инвентаризационной комиссии |
Финансовые активы
(финансовые вложения, денежные средства на счетах, дебиторская задолженность) |
Ежегодно
на 1 октября |
Год | Председатель инвентаризационной комиссии |
При увольнении или смене ответственного лица инвентаризация всех видов имущества | До даты увольнения, до передачи материальных ценностей | При необходимости в соответствии с приказом руководителя, учредителя |
Председатель инвентаризационной комиссии |
Приложение 2 к Порядку организации и осуществления внутреннего контроля
Журнал учета результатов внутреннего контроля за (год, квартал, месяц, иной период)
№ п/п | Тема проверки (с указанием периода проверки) | Причина проведения проверки (плановая/внеплановая) | Должностное лицо, ответственное за проведение проверки | Перечень выявленных нарушений (недостатков) | Сведения о причинах возникновения нарушений (недостатков), лицах их допустивших | Предлагаемые меры по устранению нарушений (недостатков) | Отметка об устранении |